Диггеры на урановых рудниках

Погибание от жары и пересечение границы

Отчёт выкладываю спустя полтора года. Вычитку не делал вообще (на то есть причины), могут быть бредовости. Но отчёт интересный, не пожалеете.

Давно замечено, что наши поездки раз от раза становятся всё более безумными и экстремальными, даже если мы сами того не желаем. С одной стороны, такая тенденция радует. Но с другой - не хочется в 30 лет быть полностью пресыщенным из-за того, что есть некий предел безумия, зайти за который всё равно не получится..

Злостный нарушитель...решение о поездке было принято спонтанно.. Как оно в последнее время и бывает, поехали Скамп и Айслин. Главной целью экспедиции были поставлены поиски пещеры Кристальной. Несколько дней на сборы, и вот мы стоим на вокзале, покупая билеты. Взгляды толпы поневоле останавливаются на двух спутниках, одетых не то чтобы не по сезону, просто несколько необычно.. Ну не вести же с собой отдельный комплект для ходьбы по степи, в самом деле.. Пусть смотрят и завидуют. :) Первое удивление постигло нас, когда мы подошли к вагону.. Последние несколько лет мы покупали билеты в "общий" вагон, но ехали всё равно в плацкартном, в который просто продавали больше мест.. А теперь стал снова ходить вагон с сидячими местами, по типу автобуса. То есть полежать было негде, если только в центральном проходе или на хлипенькой багажной полочке. Спелеологи особенно не расстроились, погрузили свои пока ещё чистые рюкзаки и поехали.

Поздно ночью они были на месте. Прошли станцию, перешли пути и повернули в степь, миновав последний оплот Загаженное озероцивилизации - пограничные домики. Думалось, что всё будет как всегда, и лишним проблем с законом у нас не появится. Но Ёроол-Гуй рассудил иначе.. Только мы успели углубиться в степь, как на дороге из темноты внезапно вырос силуэт человека. Прекратив наш разговор, мы с Айслин подошли к нему, молча поравнялись и начали было удаляться в степь, как нас догнал добрый голос: "Молодые люди, куда же вы?..". Спелеологи без лишних слов вернулись к человеку и жертвенно протянули ему паспорта.. На лице у Скампа наверняка читалось крушение надежд.. Человек из ночной степи улыбнулся и сказал, что не стоит так переживать, надо будет просто зайти в "вагончик" и зарегистрироваться там. На наш вопрос про местоположение вагончика пограничник махнул рукой дальше в степь, по направлению дороги.. Спорить мы не стали и пошли вперёд. "Но ведь два месяца назад там не было никакого вагончика!" - синхронно думали мы.. И только мы в этом уверились, как из темноты материализовался вагончик и шипы на дороге... Под вагоничком лаял щенок. ...пограничник записал наши паспортные данные, спросил, в пещеры ли мы идём, и поинтересовался, знаем ли мы туда дорогу.. Получив утвердительный ответ, он выключил свет и окружающая действительность перестала его интересовать.. Мы, удивлённые, стали углубляться в степь. Головы спелеологов переполняли догадки и версии - ведь мы шли на территорию, куда без пропуска доступ запрещён, а нас просто так пропустили.. До пещер дошли быстро, зашли в спальный зал, наскоро поели и уснули.

Скамп офурряетсяПроснулись... В первый день решили разведать карст, находящийся примерно в 5-ти километрах от базового лагеря в пещере Студенческая. Воды у нас оставалось не так много, решили сходить к карсту, взяв с собой всю воду, а потом, по приходу, спуститься к подземному озеру и набрать воды.. Но тут у меня усилилось ощущение, которое преследовало меня уже несколько дней. Я почему-то боялся, что с озером что-то не так.. Но максимум, чего я ожидал - это сильного падения уровня воды, что сильно бы усложнило её добычу.

...лезем по шкуродёру, ведущему к озеру.. Ощущается очень слабый непривычный для этих мест запах.. Первый взгляд на озеро, и я радуюсь, что воды много, набирать будет несложно. Но в тот же миг меня поражает тёмный цвет поверхности озера.. Спустя секунды мы понимаем, что случилось непоправимое - питьевое озеро потеряно! Потерян единственный источник питьевой воды в округе! Сверху на воде толстый слой какого-то вещества.. Есть оно и в толще воды.. Было решено экономить воду, а ночью сходить на станцию за водой..

Спелеологи вылезли на поверхность и пошли по летней степи.. Надо сказать, что Глаз нас предупреждал, что ходить+40 в тени. На солнце - АД! летом по этим местам довольно сложно. В тени было под 40, что творилось на солнце - об этом лучше не думать. Но думать об этом как раз и приходилось, так как тени там нет нигде в принципе, кроме как в пещере.. Но я как-то спокойно отнёсся к его словам, считая, что 10-15 километров мы пройдём без особых проблем. Но, миновав первую пару километров, я понял, что переоценил способности человека.

Было жарко. Было очень жарко. Если бы не тюрбан на голове, который мне беспрестанно перевязывала Марина, я получил бы солнечный удар ещё на полпути. Но и так, я пару раз был около теплового удара. Воду мы экономили, взяв в дорогу 1.5 литра. Ешё 1.5 литра оставили в пещере. Пройдя 4-5 километров, мы оказались у скопления карстовых воронок..Около часа тщетно ходили по округе проверяли их на предмет хода под землю - ничего интересного найти так и не удалось. Одна воронка была сильно завалена перекати-поле, пришлось его сжечь. Пламя было бы видно из Казахстана, происходи дело ночью. Но дело, к сожалению, происходило знойным днём, и нам стало совсем худо..

Мозги медленно закипали, тело стало ватным, не слушалось.. Посидев с полчаса в выжженной воронке, мы двинулись обратно. Идти не хотелось. Хотелось выпить остатки воды, сесть на дороге и ждать машину охраны. Пусть задержат, но дадут напиться и вывезут из этого пекла. Дело ещё осложняли верёвки и альпинистское снаряжение ("железо"), которые мы тащили на себе.. Но мы шли вперёд, экономя воду, потребляя её очень медленно, держа организм на грани обезвоживания.

Вход в таинственное зданиеНаконец, когда мы уже перестали в это верить, впереди показались признаки, говорящие нам о близости пещеры. Спустились в живительную прохладу и стали понемногу приходить в себя.. Отойдя в "предбаннике", полезли в спальный зал, где худо-бедно восстановили водный баланс с помощью ужина и литра воды на двоих. Мне всё время рисовалась картина, как мы берём с собой на поверхность ВСЮ воду, выпиваем её, надеясь на озеро... Легче конечно бы было, но несильно.. И вот мы без капли воды в бутылках и с обезвоживанием спускаемся к озеру, и видим там, что мы уже увидели несколько часов назад.. Умереть бы мы конечно не умерли, но пришлось бы ОЧЕНЬ туго.

Отдыхали мы несколько часов, пока на степь не спустились сумерки... Взяли остатки воды и выдвинулись к станции, по пути обдумывая, что мы скажем пограничникам. Но вагончик оказался пуст... Странно.. С трудом купив на станции по 10 литров питьевой воды, мы выдвинулись обратно. С одной стороны, рюкзаки были лёгкие - по 10 кг. Но развесовка была ужасной - весь вес в самом низу, так что нам казалось, что рюкзаки весят намного больше своих 10-ти кг.. Под конец этих 18-ти километров мы поняли, что дойти до Кристальной в эту поездку нам не суждено - на ногах начали образовываться натёртости, да к тому же мы поняли, каково это - бродить тут днём.. На рассвете дошли до пещеры, и сразу провалились в сон..

Сон, который в таких местах всегда остаётся чутким.. ...в ткань моего сна незаметно вплелись отголоски голосов людей, В здании.идущих под землёй в нашем направлении.. Через секунду я улышал шёпот Айслин.. "Охрана" - думали мы. Но оказалось, что это другая группа спелеологов. Их старший сказал, что они стоят лагерем на поверхности, и когда мы проснёмся окончательно - пригласил для знакомства.. Группа ушла, а мы проспали ещё несколько часов...

...проснулись... Ноги болели. Стало ясно, что можно было бы обойтись меньшим количеством воды, так как к Кристальной мы не пойдём. На поверхности познакомились с саратовской спелеогруппой. Они интересовались, откуда у нас вода - они тоже видели озеро и тоже были шокированы.

...в следующий раз нас опять потревожили в спальном зале.. Мы сидели и ели наши объёмные (на Скампа при закупках нападает клептомания) запасы еды.. Послышались голоса.. Мы сначала понадеялись, что это саратовцы, но оказалось, что это охрана с туристами, которых они водят в пещеры за деньги. (Законно-ли? У нас есть определённые сомнения в этом.) Спальный зал сразу наполнился шумом, смехом, ходил человек с камерой, куча народу фотографировалась на фоне всего что можно.. Охранник показывал на нас и говорил, что так делать нельзя, что вот они загрязняют пещеру, что тут находиться нельзя... Во мне медленно вскипала злость. Пещера тоже была оскорблена толпой орущих туристов, после которых мы, ксати, нашли мусор.. Чтобы не сорваться, я всё это время не переставал черпать ложкой макароны с тушёнкой, не обращая на происходящий вокруг содом абсолютно никакого внимания. Со стороны казалось, что либо я даун, либо дзен-буддист, который нашёл источник медитации в равномерном махании ложкой.. Охранник сказал нам, чтобы мы собирали вещи и выходили наружу - там он будет с нами разговор беседовать.. Делать нечего, мы начали собираться. Тем временем шумящая и раздражающая меня стая удалилась... Мы собрались, вылезли.. Никого... Хм.. Побежали к саратовцам. Они сказали, что автобус с туристами уехал.. Тогда мы, не мешкая, залезли в другой вход, спрятались там и сделали вид, что мы, когда вылезли, обрадовались, что нас не посадят на пять лет, просто ушли...

Остатки оптической станции наблюдения....нам было ясно, что ходить по степи на большие расстояния можно только в тёмное время суток. Поиски Кристальной мы отложили до следующего раза, так что решили сходить на заброшенную военную базу, чей ярко светящийся в лучах солнца купол всегда притягивал меня, но до которого мы никогда не доходили. По уточнённым данным, расстояние до базы составляет 12 км.

Вечером подарили саратовцам 5 литров воды, у них с ней тоже было туго - все же надеются на озеро. :(

Выдвинулись мы 8 вечера, было ещё светло. Выдвинулись и пошли, взяв азимут, ведь возвращаться препдолагалось в кромешной тьме.. Темнело.. Стало трудно ориентироваться, всё труднее и труднее было находить чернеющие здания на линии горизонта. Положение немного спасало то, что слева от базы горел огонёк. Как тогда казалось, он находился намного дальше базы, километрах в 30-ти.. (Там такая местность, что ночью наземные огни видно за многие десятки километров). Подходим ближе, в темноте ничего не понятно, но ощущение такое, что до обьекта Казачская семья. Та самая.метров 800-1000.. Слышится звук какого-то работающего двигателя.. И тут я внезапно замечаю, что тот огонёк, на который мы фактически шли последние полчаса, уже не просто абстрактный далёкий огонёк! Он прямоугольной формы, явное окошко. Более того, на фоне окна я замечаю силуэт человека, и вспышки синего светодиода! Мы замерли... Двигатель стал работать с перебоями и замолк, свет померк. Генератор... Мы не знали что и думать. Потихоньку подходим. Тут раздаётся звук, который одновременно можно принять и за дикий, страшный крик, и за скрип большой несмазанной петли... И ещё под ногами забелели кости.. Воображение подсовывало отшельника-маньяка, который обосновался на заброшенной базе и который держит в заточении таких вот редких путников... Подходим ещё ближе.. Домик сбоку базы.. Окно чуть освещено изнутри.. Начинаем звать хозяев. Лай собак. Выходит парнишка, зовём взрослых. Айслин начинает налаживать контакт с населением... Спустя пять минут мы уже лучшие друзья, узнаём, что мы уже пару километров как пересекли государственную границу с Казахстаном, нас с интересом расспрашивают о пещерах, в которых никто из них ни разу и не был... Нас проводят посмотреть на главное здание базы - вышку с башней. Что мне особенно запомнилось - их жилой дом был отделён от степи хиленьким низеньким заборчиком, а вот от заброшенной военной базы - внушительным трёхметровым забором с добротной запертой калиткой..

Самовозгорание.Причём местные всё удивлялись - как это мы не боимся ходить ночью по степи - там же волки! "Волки?!?" - воскликнули мы. "Ну да, в последнее время в балке Белой развелось много волков, на отары нападают".. А путь наш пролегал как раз недалеко от этой балки... Такие вот успокоённые мы пошли обратно.. Я всё время был настороже, готовился сдвигать рассеивающее стёклышко на налобнике и включать луч на турборежим, направляя в глаза. Собаки вот боятся, наверное и волки тоже должны.. Ну волков нам, слава богу, не повстречалось.. Шли по компасу.. Под конец у Скампа в мозгах что-то перемкнуло и у него полностью отключился блок навигации, его начало глючить, казалось, что мы идём в совершенно неправильном направлении... Эти глюки стоили нам лишних минут 15-ти ходьбы.. Могло быть и хуже. :)
Добрались дико уставшие (ноги-то уже растёртые, а ещё 24 километра по местами неровной степи) , упали, уснули и проспали 12 часов.. Проснулись, удивились времени сна.. Саратовцы уже уехали. Но мы не расстраивались - у нас впереди ещё немало встреч, но это уже другая история..

Оставшееся время бродили недалеко от пещер, отдыхали.. При уходе спрятали ещё 5 литров воды в пещере для спелеологов. Увидев, что случилось с озером, они будут очень рады найти такой подарок!

...ближе к полуночи собрались и выдвинулись к станции... Вагончик вновь был пуст...

В этот поход мы прошли 60 км.. Когда подсчитали, сами удивились..