Экспедиции

БАСКУНЧАК. АВГУСТ 2006 ГОДА.

Вся группа в сборе Август 2006 года стал особенным месяцем для клуба Глубинного Заземления DEEPDIG: к нам в гости приехали заслуженные диггеры из Самары и Нижнего Новгорода. Такой глобальный слёт любителей подземелий получил название UNION GROUND CONNECTION.

В течение нескольких дней «слётчики» успели прогуляться по системам Волгограда и Волжского. Но даже самая разветвлённая канализация и самый глубокий бункер для диггеров – привычное место. А вот когда впереди поездка на Баскунчак… Все думалют только об этом.

Отъезд запланировали на пятницу, поэтому в четверг (10 августа) жаждущие путешествия собрались дома у Глаза. Мы пошли на вокзал, где должны были встретиться с диггером Ухо.

В очереди стояли долго и нудно, зато не зря. Билетов на всех хватило. И счастливые, с сознанием того, что на следующий день, ровно в 20.52 тронется наш поезд, мы разошлись по домам (или разъехались, если говорить о тех, кто был из Волгограда).

11 августа, пятница.

бункер ПВО Кис, Вика и Орёл с утра приехали в Волгоград. Между прочим – между делом успели заскочить в бункер ПВО. Я подумала, что вечера дожидаться не стоит, забрала из дома предварительно собранный рюкзак, и мы вместе сели на маршрутку до Волжского. Германа искать не стали, посчитали, что он не заблудится и доберётся самостоятельно.

У Глаза начались активные сборы. Квартира превратилась в перевалочную базу. Кис, Вика и я пошли за продуктами. Оказалось, что самарцы поход без майонеза не мыслят. Про себя я немного удивилась.

В НЕДРАХ СПРЯТАНЫ ПЕЩЕРЫ Хаос в квартире Глаза не мог не поднимать настроения. Забавно было смотреть на Германа, который опять больше походил на немецкого оккупанта, чем на туриста, и на Киса в малиновом пеньюаре, и на Орла, который сделал бандану из этого пеньюара. Все очень веселились, а когда пришла пора выходить, взвалили рюкзаки на плечи и сразу стали намного серьёзнее. (Но я-то знала, что самый тяжёлый рюкзак всё равно будет у Уха).

До вокзала дошли без происшествий, затарились минералкой и долго думали, куда и как её укомплектовать.

В поезде многие пытались уснуть, но в основном безуспешно. Фотографировали названия населённых пунктов, которые высвечивались на телефоне у Уха. (Был бы с нами Скамп, они бы появлялись у Скампа).

12 августа, суббота.

На границе Заказника Мне показалось, что мы доехали быстро. Сошли с поезда глубокой ночью, однако на станции Верхний Баскунчак было довольно людно. Нам предлагали арбузы, мы вежливо отказывались. Судя по тому, как на нас смотрели и как часто заговаривали, туристы в таком количестве в этих местах – редкость. Глаз отвечал всем на вопрос, куда мы идём, не менее вежливо, чем отказывался от арбузов.

У указателя Начался нелёгкий восьмикилометровый переход по грейдеру. Но впереди нас ждали баскунчакские пещеры, а ночь позволяла наслаждаться прохладой. Поэтому никто сильно не устал. Дорога во мраке сливалась со звёздным горизонтом. На привалах все поднимали головы и смотрели, как яркие огонёчки срываются с неба. Никогда бы не подумала, что они падают так часто…

Мы миновали табличку, запрещающую любую туристическую деятельность на территории заказника. Оставалось чуть-чуть…

Около четырёх часов ночи начался спуск в пещеру Студенческую. Первый рюкзак спустили на верёвке, но потом поняли, что так мы будем мучаться значительно дольше, и остальные вещи просто передавали из рук в руки.

внизу всегда ночь Вход в пещеры встретил нас мистической тишиной. Свет фонариков спугнул одинокую летучую мышь. И показалось, что темнота, как влажный туман, выплывает вместе с прохладой из неширокого отверстия. Туда как раз предстояло спуститься.

Путь до Спального Зала с рюкзаками казался бесконечным, хотя составлял он, наверное, метров сто. Наконец дошли. Расположились. Даже нашли в себе силы перекусить. Потом я легла спать и сквозь сон слышала рассказ Германа о том, как он пошёл к выходу, заблудился, наткнулся на фляжку Уха в проходе и подумал, что встретил другую группу. Представляю, каково ему было! Вскоре все угомонились, и Спальный Зал погрузился в непроглядную тьму.

проснувшись в пещере, очень трудно понять, где ты находишься,

Прав был Ухо, когда говорил, что, проснувшись в пещере, очень трудно понять, где ты находишься, что вообще происходит, и почему нет света. Я проснулась потому, что скатилась с коврика на груду камней и запуталась в спальном мешке. Включив налобник, долго пыталась угадать в существе, сидящем напротив меня, кого-нибудь из тех, с кем мы вчера сюда приехали. Оказалось, это был Глаз в спальнике, с капюшоном на лице и рюкзаком на ногах. Герман снял его на видеокамеру. Я сфотографировала. Наши манипуляции разбудили Орла. И мы вчетвером оправились на поверхность. Я ещё тогда наивно надеялась позвонить домой.

Тихое утро не предвещало ничего особенного. В степи уже стояла жара. Глаз показал нам Вход №2 и Вход №4, Пещеру 9 Дыр. Когда мы вернулись в Спальный Зал, было около одиннадцати часов; остальные члены экспедиции тоже встали. Начали готовить завтрак. Всё шло размеренно и по плану… Пока Кис и Орёл не отправились курить к выходу. Вика и Герман удалились в том же направлении. Не прошло и двух минут, как они вернулись. «Кто-то спускается в пещеру!..» Мы сразу не поверили. Такие шутки в стиле Германа. Но взволнованные голоса пришедших быстро убедили нас в обратном. Предпринимать что-либо было поздно. Последнее, на что мы надеялись, это на то, что экскурсия не дойдёт до места нашей стоянки. Если это вообще экскурсия…

Выдворение.

Напролом через шкуродёр Напряжённое ожидание длилось недолго. В Спальный Зал уверенно зашёл человек в форме и достал удостоверение смотрителя заказника. Его фамилия была С… Он, не поднимая лишнего шума, сообщил, что в пещерах находиться нельзя, ночевать в Спальном Зале – тем более; что у нас час на сборы, после чего нас сдадут правоохранительным органам до выяснения личностей, и что вообще мы крупно попали.

Сказав это, С… вернулся к экскурсии. Началось поспешное запихивание своих и чужих вещей в рюкзаки. На чудо никто не надеялся. Поездка заканчивалась совсем не так, как хотелось бы. Мы собрались за пятнадцать минут и в растерянности оглядывались на входившую в Зал группу во главе с С…ом.

Вылезли назад как настоящие диггеры: с ног до ушей покрытые липкой глиной Наконец, не в силах больше терпеть вопросы типа: «А вы действительно здесь живёте, здесь же холодно?» или «А как же вы здесь спите, в такой темноте?» – Орёл, Кис и я, прямо без касок и без перчаток, полезли в шкуродёр за Спальным Залом. Мы не знали, в каком направлении двигаться, карты с собой не было. Зато было целых сорок минут, чтобы успеть как можно больше… Нам можно теперь присуждать премию за скоростное прохождение шкуродёров, так как за это время мы продвинулись чуть ли не до Грязевого Сифона.

Вылезли назад как настоящие диггеры: с ног до ушей покрытые липкой глиной. Нас ждали с обоснованной тревогой. И мы поторопились наверх. По пути наткнулись на новую экскурсию, прослушали те же вопросы и восклицания.

Пещерная балка В полдень в степи находиться просто невыносимо. Спрятаться в тени от рюкзаков не удавалось. Люди смотрели на нас сначала с удивлением, а затем с сочувствием. Глаз и Ухо совсем приуныли. Да и все мы живо представляли себе, как сейчас нас заставят чистить выгребную яму, или выносить мусорную кучу из балки, или того хуже – отправят своим ходом по раскалённой степи. Воды в подземном озере мы набрать не успели…

Один из экскурсантов поделился с нами своим впечатлением от первой встречи с Германом в пещере. Сказал, что принял его за «четвёртое поколение Третьего Рейха». Он же согласился сделать нашу общую фотографию. Теперь я часами любуюсь на неё дома.

С… всё не появлялся и мы потихоньку перебрались обратно ко входу. Там не было такой ужасающей жары. С горя написали на камне UNION GROUND CONNECTION 2006.

И вот стали возвращаться последние посетители пещер. С… подошёл к Уху и сказал, что у них будет отдельный разговор… Хотя в такое никто и не верил, но победу одержали правые силы! То есть мы. Да, нам позволили остаться. Дипломатические способности Уха теперь вне конкуренции! Правда, пришлось сменить место жительства и перебраться из спального зала в небольшое ответвление у входа №2. С… предупредил, что в воскресенье тоже возможны экскурсии, и он зайдёт нас проведать. А мы были счастливы!

Легализация.

Поход за водой Расположившись на новом месте, первым делом решили отправиться за водой. Экипировались на поверхности, захватили пятилитровку и все пустые полторашки. Поход за водой оказался на редкость увлекательным. Ухо сказал, что раньше уровень подземного озера был выше, и трудностей с наполнением бутылок не возникало. Теперь стало интереснее: надо ползти вниз по грязному склону с тарой в руках. Вода при этом ледяная; руки в ней сразу немеют. Даже не знаю, что бы мы делали без Киса в такой нелёгкой ситуации. Воду набирал он, а мы только бутылки подавали.

Прошлись по Галерее. Красивое место, как и всё подземное, глубокое, тёмное. Столкнулись со встречными пешеходами. Вроде бы мы их уже где-то видели… И каску такую немецкую…

Вика Пока мы дальше покоряли лабиринты пещер, Глаз с Викой и Германом выбрались на озеро Баскунчак. Вернулись очень довольные, и нам тоже захотелось. Правда, было поздно. Поэтому поход отложился на неопределённый срок, то есть до следующего дня.

Вечер посвятили поеданию консервов с майонезом. К сожалению, часть ложек и кружек была безнадёжно глубоко запрятана в рюкзаки в процессе предыдущих поспешных сборов. Приходилось довольствоваться оставшимися. Но мы не отчаивались. К тому же Глаз играл на флейте (дабы снискать благосклонность Ёроол-Гуя!).

Там, где нас поселил С…, спальных мест явно хватало не всем. Поэтому они достались самым опытным и уважаемым членам экспедиции, а именно: Леониду Борисовичу и Максиму Александровичу. Мы позавидовали, конечно, для приличия, но потом с нескрываемым облегчением улеглись в степи. Там нам не грозило обморожение и другие трудности, связанные с ночёвкой в пещерных залах.

13 августа, воскресенье.

Порой непоймёшь, где чьи ноги... Утреннее солнышко подтолкнуло диггеров к возвращению обратно под землю. Вода опять была на исходе. (Странно. Только под землёй замечаешь это нехорошее свойство воды). Мы отправились пополнять запасы всё тем же составом, только пройти решили подземным путём и со свечками. Ухо немного проводил нас и заверил, что заблудиться невозможно: мы обязательно минуем «Чемодан» (большую нависающую над проходом глыбу). Карту взяли…

Буквально сразу обнаружились две вещи: 1) шкуродёры со свечой проходить неудобно; 2) по этой карте понять ничего невозможно (куча неточностей). Мы скоренько запутались в хитросплетениях многочисленных ходов и узких лазов. Настоящий сыр с дырочками. Кажется, так это место называют. Свечки догорали на глазах. А мы неожиданно упёрлись в тупик… Кстати, глыбу, нависающую сверху, вполне можно было принять за «Чемодан

почти как сыр Судя по тому, сколько времени мы плутали, правильная дорога осталась где-то далеко позади. Свечи потеряли актуальность, в ход пошли налобники. Наконец, в одном из залов Орёл увидел надпись, по которой я определила, что до нас здесь был Скамп. Появилась надежда, что мы рядом со Спальным Залом. Так оно и было. Последний шкуродёр вывел к бывшему обеденному столу. Тут-то вчера и появился С… На душе полегчало, так как дальнейший маршрут теперь стал ясен. Странно, что мы не перепутали проход к озеру с проходом в Галерею. Тем не менее, не перепутали.

Вернулись. Надо было ещё успеть на Баскунчак и в Вертикальный шкуродёр. Глаз сам туда сходил и советовал поторопиться. А мы ленились и долго не могли оторваться от горячего чая.

Озеро.

аж мороз по коже

Озеро оказалось гораздо больше, чем я представляла его себе. Всё белое, как будто заснеженное. Пошли босиком. Когда наступаешь на верхний слой соли, он проваливается, и из-под него вырывается фонтан чёрной грязи. Эта грязь лечебная, и нестерпимо горячая, а вот соль - прохладная, приятная, только острая.

Зашли в глубь озера где то на километр, возвращались по солёному ручейку.

На обратном пути посидели на знаменитых деревянных столбиках, а потом - обливались из бадейки ледяной, но солоноватой водой из колодца. А местные из него коров поили...

Змейка

Главное - не застрять ! На прохождение «Змейки» у нас было не более двух часов. Мы, естественно, не уложились. Осматривали Грязевой Сифон и объясняли Уху, как нам удалось не наткнуться на «Чемодан» в походе за водой. Ухо так мучался, пытаясь понять, что нам стало его жалко.

В «Змейку» Кис, Орёл и я ринулись с большим рвением. Первые десять поворотов, утопая в грязи, преодолели мужественно. Ход начинал сужаться, рвение – угасать. Пришлось снять каски и нести их в руках. Неудобно. Повороты словно стали более частыми и резкими. В одном из них я застряла. Орёл сказал, что надо выдохнуть и протиснуться… Получилось! А возвращаться?.. Кис нёсся вперёд с удивительной быстротой. В какой-то момент мне показалось, что на обратную дорогу сил не хватит. Тогда-то я и посмотрела на часы… Без двадцати десять! Нам же в десять надо было быть в лагере! Повернули. С ещё большей скоростью, обдирая локти, спины, колени…Пришла очередь Киса застревать. Видимо, на том же самом повороте, где и я. Ничего, вылез. И снова вперёд, то есть - назад.

Самое интересное, что всё то время, пока мы преодолевали каменный лаз, у входа в него нас дожидался Ухо. Не меньше часа, точно. И он дождался. Он сам недоумевает, как у него не потекла крыша - первые 40 минут он стоял без света. Дальше помчались вчетвером. На ходу Кис рассказывал, что мы дошли до места, где валяется старая жилетка.

и сами крепко уснули В лагере все уже собрались. Мы последовали их примеру. Не знаю, как у остальных, но у меня Змейка забрала последние силы. Хорошо, что Глаз с Германом лишний раз набрали воды. Обратную дорогу помню смутно. Главное, что на поезд не опоздали, разместились кое-как, подвинули спящих, пригрозили им касками (это уже шутка) и сами крепко уснули.

Как всегда, после увлекательной поездки, было немного грустно расставаться. Сквозь запачканное стекло вагона я смотрела, как удаляются по платформе Глаз, Герман, Ухо, Кис, Вика, Орёл. А мне вот ехать до Волгограда. Я засыпала с мыслью, что впереди нас ждёт ещё много-много походов, экспедиций, приключений, ЗАЗЕМЛЕНИЙ