Дремлет Бештау. Грезит в огромных
глубинах сонм враждебных миров
А.Т. Губин “Время жить”
Когда
мне было 15 лет, дядя геолог подарил кусочек урановой руды, аккуратно
отколотый в далекой штольне горы Бештау. С тех пор меня не покидала
идея побывать в подземельях, скрывающих энергию атома. Каждый год я
делал попытки проникнуть в Бештаугорские урановые рудники, крупнейшее
искусственное подземное сооружение в России, но не так просто найти
небольшую штольню, на площади в 16кв.км.
В 1991 году я совершил первые самостоятельные вылазки в район Бештау и уже в августе того года нам, с диггером Физиком удалось побывать на вершине горы. Наше внимание привлекли странные металлические будочки, часто встречающиеся на склонах. При ближайшем рассмотрении, они оказались технологическими скважинами, сверху которых были расположены фильтры и приборы. Кто-то постоянно следил за внутренним состоянием горы.
Мы знали, что рудники находятся "где-то там", но более точных координат не было. В 1992 году я уже путешествовал один, внимательно обследовав склон Бештау от железнодорожной станции "Скачки" вплоть до самой вершины, но ничего к сожалению не обнаружил. Предполагалось что вход в штольни должен находится на юго-западном или на западном склоне, т.к. с той стороны, у подножия горы, располагался Лермонтов, возникший как город в котором жили семьи шахтеров-уранодобытчиков. Также в Лермонтове находился горно-металлургический завод, на нем подготавливали руду для транспортировки на обогащение в г.Шевченко (теперь Ак-тау. Казахстан). Ошибочно мной были восприняты сведения по которым первый забой, вместе с "поселком №1" , возник в конце 1949г, возле "Лермонтовского разъезда". Я посчитал, что рабочий поселок и есть г.Лермонтов, и что штольня расположена в непосредственной его близости. Как впоследствии оказалось "Лермонтовский разъезд", это станция, расположенная на юго-восточных подступах горы Бештау. Но об этом я узнал спустя 13 лет...
Большую помощь оказали с трудом раздобытые GPS координаты некоторых объектов района урановых рудников. Отсутствие прибора не оказалось помехой и с помощью программы OziExplorer, координаты были нанесены на карту масштаба 1:100000. Тщательно запрятав распечатанную карту в подкладку куртки, я в очередной раз отправился искать штольни.
Надо сказать, что добираться до места пришлось с большими предосторожностями. Неадекватная реакция местной милиции на подозрительного молодого человека имела место. Борода, длинные волосы - во всем этом они видели угрозу Кавказским Минеральным Водам... Часто меня останавливали, проверяли документы и обыскивали. Во время ответственной заброски на Бештау, на мне был рюкзак набитый всякими провокационными штучками: гидрокостюм, перчатки, пара фонариков, большой фотоаппарат, тексты геологических исследований и карты района, немного еды и 0.25 коньяку "Кавказ"...
Так вот, как известно сообщение между городами КМВ осуществляется в
основном с помощью электротранспорта, т.е. электричек. И чтобы мне из
пункта "А" попасть в пункт "Z", необходимо было пройти на жд-станцию
пункта "А". Но там меня поджидает засада, узкий переход на перрон
плотно отслеживается, двумя в форме. Каждый раз меня там тормозили,
надоело уже. И в самый ответственный момент не хотелось рисковать. На
автобусе я доехал до станции "С", где проход на перрон был значительно
шире и его пас один голубой. Выждав удобный момент, когда э-э-э...
кого-то задержал, я мигом проскочил на платформу и был таков в
известном направлении. Знаю, что ничего я не нарушал, и предъявить мне
было нечего, но не хотелось портить время и нервы перед и так очень
рискованным погружением в недра Бештау.
Долго ли коротко, доехал я до станции "Лермонтовская". Раньше ходил отсюда на Машук, до вершины с этого места ближе всего. В 1988г с дедом, царство ему небесное, лазили прямо в лоб от "Дуэли Лермонтова". Теперь идти в противоположную сторону, на Бештау. Дороги я не знал, поэтому, когда натолкнулся на загромождение складов и авторынков, пришлось спрашивать дорогу. В целях конспирации говорил, что иду к Второ-афонскому монастырю. Такой действительно имеет место быть на южном склоне горы, да и на заблудшего монаха я был похож, однако. Заодно спросил, где находится поблизости продуктовый магазин, закупиться едой. Мужики показали дорогу к маркету через мост, перед ним же направо, к монастырю. Мост меня впечатлил, точнее то, что было под ним. Очень много старых железнодорожных путей шли в направлении горы. Мрачные полуразрушенные здания тянулись вдоль полотна. Огромные ржавые ворота, преграждающие путь... Мне четко представилось, как идут составы нагруженные стратегической рудой, а конвойные с автоматами зорко высматривают врагов народа... Я понял, что попал в Зону...
Рядом с мостом был неприметный поворот, не знал бы, не обратил внимания, но возле него красовался внушительных размеров указатель "Второ-афонский Свято-Успенский Бештаугорский монастырь". О, как раз то что надо! Я на верном пути! Дорога к монастырю ведет прямехонько к "кольцевой", а там я уже найду нужные ориентиры и тропки.
Чувство волнения усиливается с каждым шагом, как будто идешь на первое свидание с девушкой. Захожу в ближайшую зеленую зону, перевожу дыхание, сверяю карту и компас. Перед поездкой на Кавказ были деньги на покупку GPS-ки, но неожиданно сломался монитор, и пришлось выбирать, что важнее. Победил монитор, возле него я провожу большую часть жизни. GPS- конечно удобна, но не более чем игрушка. Владея навыком ориентирования, я без проблем могу рассчитать координаты с точностью + - 200м, против +-6м прибора спутниковой навигации. :)))
Дорога шла мимо гаражей и каких-то складов. Иногда по ней проезжали одна-две машины. В целом все было спокойно. Когда жилые строения наконец-то закончились, я уперся в развилку. Направо под углом 90 уходила тропа, прямо грунтовка, и налево 30 градусов наезженная, каменистая трасса. Пока я размышлял, сзади неожиданно выскочил велосипедист - горник. Увидев меня, он резко подал в сторону, покружил, испуганно озираясь, и неуверенно поехал по центральной грунтовке. Вот, блин, думаю, человек знающий, поехал туда куда нужно, идти б мне за ним. Но все-таки выбрал левую наезженную трассу.
Как оказалось далее, обе эти дороги соединяются в районе кольцевой. И по центральной идти было бы короче. Но так вышло, что я чудесным образом обогнал велосипедиста-бештаупокорителя, хоть и шёл по длинной дороге. Иду значит я, иду. Справа кусты, слева крутой склон, в долине видны небольшие домики и труба котельной. По карте это рабочий поселок Розы Люксембург. Ранее здесь жили уранодобытчики со своими семьями. Моя дорога набирает "градусы" и идти становится тяжелей. Услышав неожиданно двигатель машины, идущей позади, на всякий случай спрятался в кусты бузины, где, пользуясь случаем, достал карту. Но машина прошла по параллельной дороге. Метров через сто опять слышу шум работающего мотора, но на это раз было лень прятаться, и я прикинулся монахом. Вскоре меня догнала сверкающая серебристая "Волга", на такой обычно представители администрации катаются. Обогнав метров на 20, остановилась. Ну, думаю, Генеральное Управление по Борьбе с Ищущими Штольни...
Подошел к машине, оттуда выглядывает добродушный, "кавказской внешности" человек: "Э-э, дорогой, садысь подвэзу!". Я прикидываюсь невинным монахом, и, подозревая провокацию, лезу на первое сиденье, с трудом разместив рюкзак на коленках. "В монастырь навэ-эрно идёшь?", - пытается разговорить меня водитель. Я молниеносно соображаю, что "убежище господа" находится в противоположной, району поиска стороне, и мне туда ну никак нельзя. А добрый самаритянин, похоже, готов довезти меня до любой точки земного шара. И тот час же из странствующего монаха я превращаюсь в альпиниста... "Да вот хочу на вершину Бештау подняться. Вы меня до кольцевой подбросьте, а там уж я сам",- с надеждой, что его машина не умеет прыгать по скалам, отвечаю водителю. "Жаль! А то я как раз в монастырь еэ-эду!"...
В пути, ближе к "кольцевой", по обочинам дороги, стали все чаще
попадаться полуразрушенные здания и мрачные опоры электропередачи, без
проводов... Хорошо было бы здесь пешочком пройтись, внимательно все
осмотреть, ведь все эти строения когда-то принадлежали рудникам. Ну да
ладно, не один день я здесь буду, еще успею посмотреть. А вот и
Бештаугорская кольцевая! Водитель, пожелав успешного восхождения,
удалился в сторону монастыря.
Не успев вылезти из машины, я заметил впереди подозрительного человека с потрепанной серой сумкой, в которой обычно носят пустые бутылки. Предположительно местный житель. Сообразив, что абориген меня уже заметил, и идти в сторону штолен пока рискованно, я решительно направился в его сторону. Вскоре на "кольцевую" выехал, встреченный ранее, велосипедист-горник. Удивленно посмотрел мне вслед, наверное соображая, как я смог его обогнать. Он также бесцельно покружился на развилке и поехал спускаться, надеясь наверное при этом развить приличную скорость. Я же быстро дошел до человека с сумкой и, прикинувшись чайником, стал расспрашивать, как лучше добраться до вершины. Местный житель, быстро протрезвев, сделал умный вид Сусанина и указал на одну тропинок ведущих вверх. При этом он не забыл упомянуть, что был здесь давно и уже точно не помнит, куда какая дорога.
Быстро попрощавшись, с надеждой никогда его больше не увидеть я пошел наверх по склону. Тем более в том районе была отмеченная на карте точка, которую надо было проверить. Но не успел я пройти 50 метров как услышал догоняющие меня шаги. Оборачиваюсь и, конечно же, вижу дядьку с сумкой: "Давай провожу тебя немного, а то все равно делать нечего. Люблю понимаешь природу, решил вот выбраться грибы поискать. Вдвоем веселее"... Ну, блин думаю, не хватало мне ещё попутчика!
На горной тропе, резво набирающей высоту, часто попадались поваленные и
искореженные деревья, через которые приходилось перелазить. Я старался
держать высокий темп ходьбы и вскоре Виктор (так представился
дядька), не успев договорить "за жизнь", выдохся. К моей великой
радости он повернул обратно при этом многозначительно, бросив на
прощание: "Еще увидимся!". Мысленно перекрестившись я полез верх, дабы
создать видимость моего героического восхождения на Бештау. "Ну не дай
бог тебя еще встретить!"...
Надо
было выждать какое-то время, пока дядя Витя покинет близлежайшую
территорию 5х5км, только потом уже возвращаться назад. Чтобы не терять
время зря я решил обследовать это направление, тем более тропа
оказалась старой каменной дорогой. Возможно с помощью нее обеспечивали
верхние штольни, расположенные на высоте более 1км.
Идти было тяжело, приходилось часто останавливаться. Найдя живописный обрыв, я решил перекусить и сделать пару снимков. Не успел я достать фотоаппарат, как из-за скалы, навстречу мне вылетела пустельга. Увидев на своем пути человека, она резко развернулась и улетела в обратном направлении. Жаль не успел сфотографировать, и без этого красивая картинка, могла быть оживлена птицей в полете.
Вернувшись на тропу, еще поднялся метров на 50 и чуть правее по склону заметил серый бетон между веток. Сбросив рюкзак, я быстро подошел к первому найденному за сегодня объекту, это была старая вентиляционная шахта. Продираясь сквозь колючий кустарник, удалось обойти её вокруг, но каких-то возможностей проникновения внутрь и даже маленькой щелочки так и не было найдено. Забравшись наверх, стало видно, что вентиляционные решетки срезаны и створ перекрыт массивным металлическим листом. Дополнительно все это было залито 20 сантиметровым слоем бетона и прикручено по углам здоровенными болтами. Вскрыть шахту практически невозможно, разве только взорвать... Но этот вариант неприемлем.
Ну что же, даже эта небольшая находка меня вдохновила. С новыми силами я пошел дальше по старой рудниковой дороге. Метров через 200 перед глазами предстала небольшая поляна полностью погребённая под останками взорванного строения. То тут то там торчали железные штыри, арматура и куски плит. Бегло осмотрев объект, я решил, что ничего интересного тут нет. Возможно, далее по склону будут какие-то штольни. Дорога стала забирать к восточной вершине. И вправду вот очередная заглушенная вентиляционная шахта. Рядом с ней виден, вскрытый добытчиками цветного металла, кабельный канал.
Еще через какое-то время я вышел на очередную поляну с остатками кострищ и стеклянных бутылок. Штолен не видно, но вот "туристы" облюбовали это место. Время уже поджимало, пора было возвращаться в основной квадрат поиска. Но мне не терпелось добить до конца эту тропку, и я поднялся еще выше. Между камнями журчал ручеек и метров через сто, уже еле заметная дорожка, полностью растворилась в каменных оползнях "курумниках". Единственный интересный объект, попавшийся на подъеме к основной вершине, оказался тросом, опутанным между деревьев. Рядом валялись искорёженные куски металла. При ближайшем рассмотрении это оказались дверки легковых автомобилей и один бампер. Кому понадобилось затаскивать на такую высоту эту хрень, да еще перевязывать все тросом? Или больные люди или что еще... Вообще было очень похоже на какое-то ритуальное место, только вместо черепов были куски машин...
На обратном пути я много фотографировал. Природа здесь очень мрачная. Высокие буки и грабы практически закрывают доступ к свету и даже в солнечную погоду под деревьями сохраняются сумерки. Хорошие снимки можно получить только с помощью штатива, которого я естественно не взял. Поэтому приходилось долго готовиться, находить более устойчивую позицию и в момент спуска затвора задерживать дыхание. Усилия стоили того. Искореженные радиацией деревья, получившиеся на снимках, радовали глаз :)))
Вот снова полянка с взорванным зданием. На этот раз я решил осмотреть это место повнимательней. Не найденные выше по склону штольни, говорили о том, что я мог пропустить что-то важное. Зайдя за разрушенное здание, я направился к ближайшим скалам. В глаза бросился куст с шиповником, где ягоды достигали нереальных размеров, наверное с абрикос. Любитель погрызть свежие пусть и колючие витамины, пробовать этот шиповник я не стал, фоновое значение радиации тут повышенное...
За кустом с аномальными ягодами, я чуть было не вскрикнул от неожиданности. Под ногами разверзлась темная, обезображенная арматурой расщелина. Автор сей статьи впал в ступор... Не ожидал я так сразу что-то найти, да и в этом месте. Из расщелины дыхнуло холодом и страхом...
И лезть мне сразу что-то расхотелось. Ноги сами собой разворачиваются в обратную сторону. А в голове проносятся мысли: "Вот нашел объект, уже хорошо, план минимум выполнен, в следующий раз можно будет и залезть". Возможно, будь я не один, таких бы мыслей не было в голове, но сейчас они есть и никуда не денешься. Надо сказать, что, имея опыт экстремальных спусков в пещеры и колодцы, я знаком с такими слабостями организма. Проведя пару минут в неподвижном состоянии, созерцая страшную расщелину, я приступаю к нелегкой диггерской работе...
Хотел я вначале лезть не переодеваясь, т.к. неизвестно насколько перспективен был лаз. Но расщелина была очень грязной, да к тому же по ее неровному краю, словно острые зубы, торчали куски арматуры. За них было легко зацепиться и разорвать одежду. Пришлось кряхтя одевать гидрокостюм. Непросыпанный тальком, он с трудом на меня налазил. На поверхности в таком долго не походишь, быстро потеешь.
Эта дыра скорей всего образовалась от взрыва, которым разрушили здание. Спуск, не смотря на мои опасения, оказался не очень сложен. Мешала арматура, пришлось её отогнуть. Потом я где-то на середине спуска завис, не почувствовав под ногами надежной опоры. Посветив вниз фонарем, определил место, куда можно спрыгнуть. Промелькнула мысль, вдруг я спущусь, а обратно вылезти уже не смогу... Когда удалось приземлиться на бетонный пол, сверху, за шиворот посыпался мусор и большое количество земли. Потолок в этом месте был тонковат, и без того узкий лаз мог в любой момент обвалиться и закрыть мне выход наружу...
Осмотревшись, я понял, что нахожусь в довольно высоком (3м)
железобетонном тоннеле, который имеет восьмиугольную форму. В
нескольких метрах далее был виден поворот налево. Ну, я конечно
обрадовался, слюни распустил. Думаю за поворотом, то и будут офигенные
ходы сто пятидесяти километровой длины! Но не тут то было. Стоило
завернуть за угол, как меня ждал большой облом, метров через двадцать
тоннель заканчивался обвальным тупиком. Да, я не ожидал такого
разочарования, но, тем не менее внимательно осмотрел стены и завал.
Непонятно для чего был предназначен этот ход? На штольни он не похож,
больше напоминает какой то бункер. Или может быть этот проход, по
которому рабочие добирались до основных рудников? Поставил фотоаппарат
на автоспуск и, сделал снимок себя на фоне завала, затем, без особых проблем выбрался на
поверхность. Пройдя 20м по развалинам, я заметил следы обвала с другой
стороны тоннеля. Здесь же была приделана табличка: "Вход запрещен.
Опасно для жизни!". Я усмехнулся.
Спускаться
стал уже бегом. Была уже вторая половина дня, а мне еще надо было
обследовать район развязки "кольцевой" дороги, штольни №... и №...
Ближе к развилке я обнаружил строение, пропущенные ранее и внимательно
их осмотрел. Здесь, похоже был контрольно пропускной пункт. На всякий
случай стал прочесывать местность вокруг и на южном склоне неожиданно
услышал шаги и хруст веток. Быстро ретировался назад, с опасением, что
за мной кто-то следит, и под углом вышел к загадочному объекту.
Участок размером 10м2 был обнесен металлическими столбами, между
которыми был, натянут толстый трос. Наверху красовалась табличка
похожая на предыдущую: "Вход запрещен. Опасно для жизни!". Подойдя
поближе, я почувствовал пронзающий все тело холод, страх и жжение в
области солнечного сплетения. Первой мысль была, что у меня началась
язва желудка. Боль усиливалась, и было принято решение выбираться к
цивилизации. Но, отойдя от "зоны" метров 30, неблагоприятные симптомы
исчезли. Тогда я задумался и решил провести эксперимент. Пройдя назад к
ограждению, я вновь почувствовал страх и жжение в желудке. Что же это
за место такое? Действие радиации практически не должно ощущаться
организмом. Газ радон тоже не должен вызывать таких симптомов. Может
самовнушение?
Выйдя к развилке, где три часа назад повстречал дядю Витю, я стал
фотографировать развалины административных строений. Возможно, здесь
располагалось управление рудников. Не успев сделать и пары
снимков, я услышал шаги и знакомый голос: "Ну вот мы и встретились!".
Проклиная все на свете, я развернулся к идущему мне навстречу и
улыбающемуся дяде Вите. “Так ты что, на вершину не
забрался?”,- спрашивает сходу. Я делаю недовольное лицо и
ссылаюсь на то, что он дорогу мне неверную показал. Иду мол, иду,
а ту на тебе скалы. Не смог в общем, забраться. Виктор посочувствовал и
предложил другой вариант восхождения. На что я дал отрицательный ответ:
“Времени мало, пора уже домой возвращаться”.
- А какой дорогой собираешься назад идти?
- Пойду по “кольцевой” прогуляюсь, а потом к станции “Машук” выйду.
- Хе! Да нам по пути!
Как же мне “повезло”!
Путь наш пролегал мимо огороженной зоны. Стараясь сделать совсем незаинтересованное лицо, я спросил:
- А это что такое?
- Это место аномальное, все об этом знают. Да тут вообще на
Бештау черт знает что творится. Я в прошлый раз, возле козьих скал был,
так там огромные светящиеся шары видел, и воздух был какой-то
наэлектризованный, - описывает мне подробности “проводник”.
- Ну а это не могут быть обычные шаровые молнии, - спрашиваю с интересом.
- Не-а, таких больших не бывает, я то знаю.
После чего начался разговор на разные философские темы, в которых
Виктор оказался довольно хорошо подкован. И о физике этих молний
размышляли, и о боге, и о смысле жизни. Т.е. стандартный набор
доморощенного философа. В процессе диалога я осторожно поинтересовался,
откуда такие знания у моего собеседника. На что, он не раздумывая,
ответил: “На зоне пока сидел 7 лет, делать нечего было, вот и
размышлял о том, как все устроено”…
Долго ли коротко шли, слева от дороги заметил я подозрительный объект,
напоминающий вход в штольню. Когда подошли поближе, оказалось, что вход
залит бетоном. Близко я подходить не стал, чтобы не выдавать своих
намерений, но осторожно спросил, что це за странное сооружение.
Конечно, я знал назначение объекта, но хотелось выудить из мужика
побольше полезной информации. Ничего путного он мне, конечно, не
ответил, рассказал то, в чем я и так был неплохо осведомлен.
Метров через пятьсот я увидел еще одну штольню. Это была именно та,
которую пришлось так долго искать, №… Сделав не особенно
заинтересованный вид, подошел к ней поближе. Вход также надежно был
погашен. Похоже, ставили опалубку, а затем заливали бетоном. В
правой части этого входа был виден продолбленный ломом старый проем.
Туда как раз раньше и пролазили. Теперь он надежно заварен
металлическим щитом и для надежности перекрыт толстенной балкой.
В верхней части закрытого входа находились трубы вентиляции, из них
исходил мощный воздушный поток. Я просунул как смог внутрь объектив
фотоаппарата и сделал снимок. У Виктора эти трубы тоже вызвали живой
интерес, и пока он туда заглядывал, мне удалось его тайком
сфотографировать. Осматривать же окрестности в поисках нужной мне
вентиляционной шахты, в присутствии свидетеля, я не решился и отложил
это дело на следующий день.
Далее мы прошли еще какое-то расстояние по “кольцевой” и,
по крутому склону спустились на широкую просеку, ведущую к
станции “Машук”. В этом районе имеется еще как минимум одна
из штолен. Надо сказать она единственная из обозначенных на официальной
карте в виде перекрестия кирок. Ее исследование я тоже отложил на
следующий раз.
Вскоре мы благополучно достигли станции, где после длительного прощания и распития полтарушки пива, к моему великому счастью, расстались с “проводником - добровольцем”.
Проведя несколько дней в полной прострации и культивировании
деградации, я предпринял очередную попытку проникнуть в недра Бештау.
В эти дни осенняя погода заметно ухудшилась, похолодало, и часто шли
дожди. Когда я достиг знакомого склона горы, меня окутал плотный туман.
В таких условиях сложно ориентироваться и, можно было пропустить важный
объект. Но в то же время это усилило атмосферу таинственности и
подстерегающей опасности. Я шел по знакомому маршруту и просто
наслаждался, часто останавливаясь и делая снимки осенней природы.
То расстояние, что в прошлый раз проехал на машине, теперь я тщательно
изучал пешком. Привлекла внимание линия электропередачи, раньше с
помощью нее обеспечивали освещение на рудниках. Вот какое-то старое
здание просматривается сквозь туман. Подойдя ближе, я услышал там
людские голоса и лай собаки, по-видимому, его обосновали фермеры.
Рисковать не стал, сфотографировал здание с безопасного расстояния.
Слева от дороги заметил геодезический пункт. Он интересен тем, что
упоминается в отчете у Ростовских диггеров. А вот и главная развязка с
административными зданиями. От них, правда, остались одни стены. Кстати
линия электропередачи идет в один из корпусов. При ближайшем
рассмотрении стало ясно, что там была распределительная станция. Далее
ток шел по кабелям, проложенным под землей в бетонных каналах. Среди
груды железобетона и мусора удалось найти пролом, ведущий в подвальное
помещение. Спустившись вниз, ничего интересного я там не обнаружил.
Недалеко от строений находится штольня №… Возможно, раньше она
была основной магистралью ведущей под землю, но теперь, как впрочем и
все остальные, надежно “погашена”. Внимательно осмотрев
окрестности в районе створа, я обратил внимание на кучу мусора и веток.
Они лежали довольно аккуратно, создавалось впечатление, будто кто-то
специально их накидал. Разбросав кучу ногой, я обнаружил металлический
шит, лежащий вровень с землей и прикрученный толстыми штырями. Попытки
его приподнять или откопать ни к чему не привели. Наверное это был
запасной выход из штольни. Думаю при желании и наличии инструмента его
можно вскрыть.
Чтобы проверить все подозрительные объекты, я решил подняться к
обозначенной на GPS координатах, взорванной штольне №… Она была
расположена почти у седловины главной и южной вершины. По дороге,
круто подымающейся в гору, ничего интересного не встретилось, а сама
взорванная штольня не представляла собой какой-то ценности. Исследовав
несколько расщелин, я понял, что делать здесь нечего. Недалеко от этого
места должна была находить штольня №…, но, прочесав местность,
ничего обнаружить не удалось. Как потом оказалось я, неверно нанес
координаты на карту.
Спустившись обратно к развилке, я обнаружил, прямо в центре дороги,
аккуратно брошенные кем-то журналы, с голыми тетками на обложках. Когда я шел
наверх, ничего подобного здесь не лежало. Было очень странно, что
кто-то в довольно дикой местности читает такие журналы, а потом
оставляет их лежать на дороге. Наверное это ловушка! Замануха для
диггеров.:)) Я внимательно осмотрелся по сторонам и, не обнаружив
затаившихся в засаде врагов, осторожно пнул ногой стопку. Взрыва не
последовало.
Двигаясь по “кольцевой” в сторону самого главного объекта,
штольни №…, я неожиданно услышал чьи-то голоса. Размышляя о
секретности моей операции, пришлось сойти с дороги и спрятаться за
ближайшими деревьями. Вскоре появилась небольшая группа туристов
“матрасников”. Позвякивая рюкзаками и обсуждая ценность
спиртосодержащей продукции, они весело скрылись за поворотом. Выждав
пока голоса стихнут, я побрел к довольно странного вида штольне. Она
почему-то отличалась от других подобных объектов, была больше похожа на
вход в бункер или бомбоубежище. Возможно это было технологическое
подземное помещение. В прошлый раз мы проходили здесь с
“псевдопроводником”. Теперь же я внимательно все осмотрел,
но, как и следовало ожидать, обнаружил только залитый бетоном вход.
А вот и основной объект штольня №… Сделав на всякий случай еще
один снимок этого сооружения, я стал отмерять расстояние до
вентиляционной шахты, судя по GPS координатам расположенной немного в
стороне. Пока ее искал, мне встретилось интересное дерево. Форма его
ствола напоминала положенную набок букву “Z”. Под
воздействием каких сил так выгнулось бедное дерево? Может быть
радиация? Или иные явления природы? Есть предположение, что в этих местах
изменяется гравитация. Перепутав верх с низом, какое-то время дерево росло вкривь...
Не сразу я обнаружил вентиляционную шахту штольни №… Она
была надежно замаскирована от посторонних глаз плотными зарослями
кустов бересклета и стволами деревьев. Обнаружить ее со стороны дороги
просто невозможно, разве что зимой, когда не будет мешать листва. О,
как же был торжественен момент, когда я увидел в заваренном листом
железа запасном выходе, чернеющее отверстие! Я прыгал от радости как
безумец (хотя почему “как”?), пританцовывал и катался по
земле, как это делает Джай. После приступа эйфории появился страх. Что
ждет меня по ту сторону земли? Радиация, радон, обвалы или новые
открытия? Стоит туда вообще лезть? Тут же ответил себе, что стоит. Не
зря же я столько лет ждал этого момента, встречи с бездной!
Переодеваясь немного в сторонке в “парадный” костюм, я
обратил внимание на кострище и вмятины от палатки. Наверное, люди
приходят сюда не на один день. Это могут быть и добытчики металла,
оставшегося под землей, или просто любители острых ощущений, местная
молодежь. Об этом свидетельствуют груды оплетки разделанного
электрического кабеля и многочисленные “пацифики”,
нарисованные буквально на каждой штольне.
Пролезть в срезанное автогеном отверстие оказалось не так уж и сложно.
В основном я опасался, что шахта может оказаться вертикальной и
придется применять веревку. Но за входом последовал узкий
горизонтальный коридор, по которому я легко вышел в небольшое помещение
“предбанник”. Оглянувшись назад, я увидел, что бетонная
перегородка разделяет с одной стороны запасной выход, куда я собственно
и залез, а с другой стороны находится вентиляционная шахта. Заглянув в
нее, стало понятно, что воздушное отверстие наверху надежно перекрыто.
К стенке шахты была приставлена довольно высокая труба. Наверное кто-то
по ней забирался наверх, в поисках альтернативного входа.
В правой стороне “предбанника” находилась небольшая
комната. Дверь от нее валялась сорванная с петель. Внутри были два,
похожих на котлы, железных шкафа. Отапливать здесь нечего, скорей всего
это были приборы, фильтры для оценки состояния вентилируемого воздуха
или может электрооборудование.
Дальняя часть помещения была закрыта металлическими дверьми. Вначале я
испугался, что дорога перекрыта, но оказалось, что двери
легко открываются. За ними была решетка, но и она была не заперта. Вот
они, урановые рудники!
За дверьми сразу же начиналась осыпь, точнее последствия недавнего
обвала. Потолок штольни здесь не был укреплен и возможно из-за близости
выхода, влияющего на микроклимат в подземелье, случилось обрушение
свода. Передвигаясь буквально на носочках, чтобы не вызвать повторного
обвала, я добрался до коридора с укрепленным потолком. На право пошел
штрек с низким потолком. Пройдя метров десять, я отчетливо услышал
позади себя чьи-то шаги. Испуганно обернувшись, естественно никого не
увидел. Пройдя дальше, опять услышал шаги... И на этот раз позади
никого не было. Я понял, что это эхо отражается от каменных стен
штольни, но все равно, зная это, и при дальнейшем передвижении было
немного не по себе от этого эффекта. Штрек закончился бетонной
перегородкой. Ее, наверное, поставили, когда этот участок был
выработан, чтобы люди просто так туда не ходили, не провоцировали
обвалы. В стене было небольшое отверстие, проломленное уже в наше
время. В него вполне можно было пролезть. Заглянув внутрь, я увидел
продолжение хода, только он находился в очень плохом состоянии, повсюду
были видны следы обвалов, потолок нигде не был укреплен. Я не стал
рисковать и залазить в эту дырку, тем более как оказалось, таких
ответвлений здесь полным полно. Времени было немного, и, я потратил его
на изучение основной штольни.
Далее по коридору потолок был укреплен сеткой рабицей, я почувствовал
себя более безопасно. Здесь же стояла первая увиденная мной вагонетка.
Она доверху была заполнена породой похожей на известняк. По данным
людей бывавших здесь, излучение вблизи руды достигает 217мкрг/час. Я
выковырял несколько небольших камушков и взял их с собой в качестве
сувениров.
Вскоре ход запасного выхода и вентиляции соединился с основной
штольней. Она была значительно шире, стены и потолок были укреплены
железобетонными сегментами. Перед развилкой, возле стены, стоял низкий
проржавевший стеллаж, на котором возвышались две цилиндрические детали
похожие на корпуса насосов. Там же валялась, использована кем-то
перчатка и банка из-под кабачковой икры. Внимательно осмотревшись, я
обнаружил тайник, где были аккуратно спрятаны бутылки с водой. Это еще
раз говорит о том, что в штольни люди ходят не на один день.
Повернув налево, я остановился как вкопанный, в дальнем конце хода
горели фонарики. Поначалу я хотел уйти назад, но решил, что меня уже
все равно заметили и уйти, значит показать свою трусость. Я пошел
навстречу свету. Метров через 50 понял, что это не фонарики, а лучи
солнца проникают с поверхности в подземелья. Подойдя поближе, увидел
ворота центрального входа штольни №… только изнутри. Свет
проникал через трубы, в которые я засовывал фотоаппарат, когда был
снаружи. Запасной выход вентиляционной шахты соединяется с основной
штольней.
Недалеко от входа валялись странные предметы похожие на отрезки труб
вентиляции. Вдоль стен, через равное расстояние находились
крепления для электрических проводов, сам кабель естественно
отсутствовал.
Чтобы не заблудиться я решил идти по основной штольне, не заходя
далеко в боковые ответвления. Поначалу, конечно же я осматривал все
достопримечательности, но когда понял, что ходов здесь огромное
количество, просто шел вперед. Сразу же обратил внимание на часто
встречающиеся вагонетки, они были почти проржавевшими и
неработоспособными. У одной из них автогеном было срезано дно, видимо
добытчики металла не гнушаются и черметом. К одной из вагонеток была
приделана труба. Эта конструкция напоминала шашлычницу на колесиках.
Возможно, ее использовали как передвижную печку для разогрева пищи.
Хотя я бы не рискнул, есть в рудниках, ведь с пищей может попасть
радиоактивная пыль, которая из организма потом ничем не выведется. И,
несмотря на свое незначительное излучение, с годами нанесет
непоправимый вред организму. Но здесь говорят, в основном зеки
работали, а их за людей не считали.
Привлекли внимание прислоненные к стене носилки. Судя по
несостарившемуся материалу, из которого были сделаны, они были
принесены сюда в наше время, а может даже изготовлены прямо здесь.
Скорей всего их использовали для переноса металла. А может быть кто-то
руду потихоньку воровал :)).
В конце бокового штрека опять была бетонная стена. Также как и в
прошлый раз, она была пробита, и, в дырку вполне можно было пролезть.
Заглянув внутрь, я увидел знакомую картину, многочисленные обвалы и
неукрепленный потолок. Ходы из этого штрека шли в три разные стороны.
Высунув из дыры голову, я обнаружил недалеко и ломик, которым проделали
отверстие. Его можно будет в любой момент использовать, если
понадобится куда-то проникнуть. Там же валялся небольшой разводной
ключ, который в качестве сувенира я захватил с собой и впоследствии
подарил Джаю, как впрочем и куски руды, раздарил все.
Рельсы, по которым ходили вагонетки, сохранились не везде. И непонятно,
то ли они сгнили, то ли их утащили на металлолом. Штольня
№…, внутри которой я шел, постоянно меняла форму своего сечения,
становилась то узкой, то широкой. Изменялся и материал, которым
укрепляли своды. Это могли быть или железобетонные блоки или кирпичи, а
в некоторых случаях обыкновенная сетка рабица. Потолок был укреплен не
везде, и эти участки я старался пройти побыстрее. Форма свода была и
округлой и плоской. Такое внутреннее разнообразие штольни меня удивило.
Ответвления встречались довольно часто, особенно мне запомнилась
небольшая, пробитая в породе комната. Она закрывалась дверью похожей на
те, которые находятся в тюремных камерах, да и сама была похожа на
место для заключения. В комнате на полу валялась цилиндрическая
емкость. Через отверстие было видно, что внутри находится какое-то
вещество ослепительно белого цвета. Этот необычный цвет, а точнее его
отсутствие вызвало у меня опасения, и, я не стал заходить в помещение и
тем более к этой емкости.
Другое помещение оказалось не менее
интересным. Зайдя внутрь, я понял,
что оно представляет собой большую прямоугольную емкость шириной пять и
длиной более 100 метров (может и преувеличиваю). Вдоль стены шел узкий
коридор, там же находился вентиль. Между емкостью и потолком был
небольшой зазор, я воспользовался этим и подтянулся заглянуть внутрь.
На дне обнаружил небольшой слой маслянистой жидкости. Возможно сюда
сливали какие то отходы или отработанное масло. А может кислоту с
аккумуляторов? Ведь с другой стороны помещение, по-видимому, имело
сообщение с “аккумуляторной”. Там висела табличка
“Аккумуляторная. С огнем не входить!” Перед входом в нее,
находились стеллажи с ржавым инструментом, сгнившие тряпки и еще
какая-то хрень. На потолке висела старая лампа с армированным плафоном.
Место было довольно обжитое. Здесь я попытался сам себя
сфотографировать. Штатива у меня с собой не было, поэтому поставил
фотоаппарат на рюкзак. Снимок правда нерезкий вышел.
Чем дальше я забирался внутрь, тем влажнее становился микроклимат
штольни. В некоторых местах с потолка капала водичка и, в конце концов,
под ногами у меня стало хлюпать. Вначале было более-менее терпимо, но
когда воды стало по щиколотку, мой энтузиазм несколько снизился. Ноги
были практически ничем не защищены. На мне была единственная обувь,
легкие кроссовки. А вода была не простой. Она была смешана с ржавчиной
и каким-то маслом. Ее консистенция и цвет напоминали жидкие фекалии. Я
старался наступать на торчащие из-под воды рельсы, но там где их не
было, я, волей-неволей замочил ноги. Действие ржаво-радиоактивного
раствора вскоре возымело действие и кожу стало жечь. Надо было с собой
бахилы химзащиты брать.
Я понял, что не смогу так долго идти, а хотелось, конечно, осмотреть
все что возможно. Еще мое положение усугубило состояние воздуха. Ближе
к центру горы, вентиляция рудников практически отсутствует, и воздух
здесь оказался на редкость спертым. Дышать становилось не так уж
приятно, и я задумался, что в этой подземной атмосфере должна быть
высокая концентрация опасного радона. Так и не дойдя до центральной
шахты, мне пришлось повернуть назад.
Обратный путь я проделал быстрее. На одном из бетонных сегментов
красовалась табличка с надписью “Штольня №…”. Хотел
было ее оторвать, отвезти в подарок Уху, он такие коллекционирует. Но
потом решил, что не стоит этого делать. Пусть висит как память
(табличка была сильно ржавой и больших размеров; не хотелось рюкзак
пачкать). Зайдя в штрек, где в прошлый раз был застигнут врасплох эхом
шагов, я опять испытал на себе воздействие этого эффекта. Хоть я и знал
его происхождение, все равно было не по себе, мурашки бежали по коже, а
душа уходила в пятки.
Вылез из штольни я уже в сумерках. Еще раз внимательно осмотрел
окрестности, залез наверх вентиляционной шахты. Металлический щит
сверху был надежно приварен кусками рельсов и там же красовалось
предупреждение “Радиационное Загрязнение!”.
Ноги пришлось отмывать в ближайшей луже, благо дожди здесь идут
частенько. Ткань на кроссовках уже начала расползаться, а резина
напрочь впитала в себя ржавый оттенок радиоактивной жижи. Но
возвращаться по старой дороге я не стал, а пошел к восточной вершине
Бештау, обозначенной на одной из карт как гора Сапун. Отсюда я
планировал спуститься к месту обозначеному на карте перекрестием кирок.
По дороге часто встречались надписи, выдолбленные каким-то маньяком на
скалах. Как например такая : “Сказал безумец в сердце своем: Нет
Бога!”, и т.д.
Погода погодилась, а видимость ухудшалась.
Увидев что в этом месте слезть с горы невозможно, внизу были скалы, я повернул
обратно и спустился в районе просеки. Здесь уже было непонятно куда идти
и где искать старую штольню, поэтому я пошел мимо поселка на жд.станцию,
отложив поиски до следующего раза. Оттуда благополучно уехал.
Последующие дни шел сильный ливень и не было возможности вернуться к Бештау.
Ну что же, в 2006 году я планирую приехать сюда уже не
один и продолжить начатое исследование этого уникального и таинственного
места.