Воронеж и воронежская область.
Экспедиции

Воронеж и воронежская область.

 

 

Путешествие по Воронежу, Лискам, а также Дивногорскому пещерному краю.

 

1 мая. В 10:00 мы выехали из Волгограда с великами на крыше. 580 км до пункта назначения. Практически всю дорогу ехали через дождь и думали: а выживет ли велокомп Скампа, который остался там, сверху? Колбаса была очень странная и невкусная, но мы всё равно ели её.

На улицу Революции 1905 года в Воронеже мы прибыли в 19:00 и без особых проволочек вписались в квартиру. Переоделись, собрали фототехнику и пошли гулять.

Воронеж нас сразу пленил (возможно, потому что мы находились в самом его центре): широкие проспекты, хорошие дороги, обилие подсветки. В Книжном Городе на улице Кольцовской мы купили карту города, и началось…

Естественно, ограничиваться 30-минутной прогулочкой никто не собирался, поэтому мы построили по карте увлекательный маршрут и двинулись вперёд. Магазины и бары сменяли друг друга до самой пл. Ленина, где мы сделали несколько кадров со штатива. Далее нас ждал Кольцовский сквер, по которому мы шли в сторону Кукольного театра. Там, как и все нормальные гости города, мы сфотографировали Белого Бима и загадали наши желания. На этом столи бы, конечно, остановиться. Но я очень хотела посмотреть Адмиралтейскую площадь в честь 300-летия Российского флота. (Не стоит забывать, что именно в Воронеже император Пётр I в конце 17 века начал строить будущее нашей страны как великой морской державы!)

По тёмной улице Карла Маркса, а затем по ещё более тёмной улице Декабристов мы спустились к Воронежскому водохранилищу, на набережную, где не было практически ни души. Сказать, что это нас поразило – не то слово! Мы-то ожидали увидеть там если не концерт в честь 1 мая, то, по крайней мере, массовые народные гулянья!

Далее мы долго-долго выбирались обратно в центр города по неосвещённым аллеям, улицам и высоким холмам, так как идти назад той же дорогой показалось нам совсем не правильным.

Когда же в 23:00 мы снова попали на площадь Ленина, началось самое интересное. Выяснилось, что в Воронеже люди очень приличные: ночью они, видимо, не гуляют, не едят, и уж тем более не пьют. Поэтому в Воронеже после одиннадцати все кафе и магазины закрыты. Безрезультатные поиски хоть одного круглосуточного продуктового магазина в итоге привели нас к Галерее Чижова. Там расположен гипермаркет О'Кей, который, к слову, тоже оказался не круглосуточным. Не поддаваясь отчаянию, мы стали бродить по пустынным этажам и выяснили, что сверху жизнь всё-таки теплится. Поднявшись на лифте, мы попали в крайне необычное место, аналогов которому в Волгограде точно нет: это ресторан «Балаган» (гигантский город в стилистике Средневековой Европы, со своими улочками, мостовыми, фонарями и прочими арт-объектами). Балаган способен единовременно вместить 1400 человек. Впечатляет! К счастью, когда мы пришли, было уже за полночь, поэтому посетителей осталось немного. Наш поздний ужин состоял из салатов, пиццы и глинтвейна с мёдом.

2 мая. К полудню мы прибыли в Лиски. Очень хотелось спать. Несмотря на предварительное бронирование, в гостиницу нас не поселили, зато взамен предложили квартиру в одной из городских новостроек. Там мы какое-то время тщетно пытались заснуть, пока не поняли, что не сможем. За окном светило солнце, пели птицы. И было до жути обидно просто так упускать это время. Не имея физических ресурсов для велопрогулки, мы решили прогуляться по окрестностям пешком.

Лиски – шикарный город! Маленький, аккуратный, чистый. В нём много утопающих в зелени улиц, ландшафтных композиций и домов, выкрашенных в приятные тёплые цвета (розовых, зелёных и жёлтых). За полдня мы осмотрели все достопримечательности и зашли поужинать в «Шницель», уютный, вкусный и недорогой ресторанчик.

Вечером погода неожиданно и резко испортилась: начался ливень. Значит, не так уж плохо, что не получилось выбраться с велосипедами. Промокли бы до нитки.

3 мая. Долгожданный велопоход по Дивногорью!

Не сговариваясь, мы одновременно проснулись в 7 утра. Я чувствовала себя неплохо, хоть ещё и не достаточно окрепшей после ОРВИ. Но слабоумие и отвага подсказывали, что ничто не должно помешать нам приблизиться к цели. А цель была проста – совершить велотур по меловым тропам Дивногорья. Уже в 8:00 мы были готовы и стартовали из двора.

Этот день был прекрасен!

Мы быстро миновали Лиски и успешно затащили велосипеды на автомобильный мост через Дон. Уже на нём мы здорово задолбались, потому что под конец мост круто пошёл на подъём. Но это было только начало!

Преодолев первый за этот день опасный неровный спуск, мы выехали к источнику Святой Троицы, где и затарились водой для путешествия.

Далее с переменным успехом мы преодолевали подъёмы и спуски, медленно продвигаясь через сёла Залужное и Лиски в направлении деревни Вязники, где нас ждал промежуточный пункт назначения: меловая пещера на горе Шатрище. Последний подъём через железнодорожную насыпь по мокрой чернозёмной дороге мы осилили только пешком. Вскоре за ним последовал адский каменистый спуск к небольшой турбазе прямо на берегу Дона. На этом спуске я серьёзно опасалась, что вот-вот начнут дымиться тормоза. Слава Богу, всё обошлось.

Мы пообедали на старых советских шезлонгах у самой воды. Что делать дальше – было не ясно. Дорога кончилась, а пробираться через лес, как мы планировали дома, радостно глядя на Викимапию, было совершенно не реально. Пришлось импровизировать. И мы выбрали наиболее приемлемый в той ситуации вариант – двигаться по железнодорожному пути. Хорошо, что за тот час, пока мы это делали, не прошло ни одного поезда!

Вскоре на горизонте показалась желанная гора – Шатрище. Добравшись до неё, мы оставили велики в ложбине, прекрасно понимая, что вряд ли кому-то под силу оттуда их украсть. Поиски основного входа заняли около 15 минут, и за это время я успела повстречаться с крупной гадюкой. К счастью для нас обеих, мы расстались друзьями.

Шатрищегорская пещера приятно удивила нас своей протяжённостью. Меловой ход большей своей частью был достаточно высок, чтобы идти по нему пешком, не сгибаясь в три погибели. Ближе к концу мы наткнулись на мёртвую лисицу. Выход на поверхность из нижней части пещеры оказался завален. Поэтому пришлось вернуться ко входу. По пути мы внимательно рассмотрели и сфотографировали иконостас с высеченными в меловых стенах ликами Христа.

На поверхности пришлось серьёзно задуматься о будущем: как добраться до Дивногорских красот засветло и живыми? С вершина Шатрища не просматривалось ни одной приемлемой дороги в нужном направлении. Только холмы, лес и глубокие балки. Сил, к тому же, оставалось совсем мало. Тогда мы приняли решение спуститься на железку и попробовать дождаться электрички.

На микроплатформе станции «о.п. 154» мы провели замечательные 2,5 часа. Перекусили, пофотографировались, понаблюдали странные вибрации рельс и себя, попали под тропический ливень. Дождевики-пончо спасли нас, но не смогли спасти наши вещи, которые вымокли насквозь!

В электричке, которая всё же приехала примерно в начале шестого, нас ждал новый сюрприз: нам сказали, что последняя обратная электричка из Дивногорья в Лиски уходит совсем не вечером, а уже через час! Что делать дальше - снова было не понятно…

Когда мы сошли у Дивногорского мужского монастыря, у нас оставались потрясающие 50 минут, чтобы решить, что делать, насладиться достопримечательностями и успеть доехать до следующей станции, которая была не понятно где…

И мы ЭТО сделали! Здесь стоит честно признаться , что Дивногорье – место для пешего туризма. С велосипедами там, во-первых, очень тяжело, во-вторых, не везде в принципе можно пройти (так как многие участки на маршруте оснащены лестницами). Поднимаясь вверх по дороге с углом примерно в 60 градусов, я с тревогой прислушивалась к перебоям в работе сердца и пару раз думала, что вот прямо сейчас оно остановится. К счастью, обошлось, и, миновав по левую руку пещерный храм монастыря, мы выкарабкались на автопарковку. (Нормальные люди в Дивногорье приезжают преимущественно на машинах). Там улыбчивый и доброжелательный сторож сказал, что если мы хотим успеть на последнюю электричку, стоит поспешить. Он объяснил нам, как выехать на короткую дорогу, не пригодную для машин, зато отлично подходящую для запоминающегося даунхила. По этой меловой трассе мы неслись с огромной скоростью 20 минут, успевая-таки делать небольшие остановки, чтобы уточнить путь и рассмотреть меловые столбы («дивы»)…

Электричка привезла нас, а также внушительную группу воронежских велосипедистов, в Лиски. Они погнали осматривать достопримечательности города, а мы – конечно, в «Шницель».

4 мая. Костомаровский пещерный монастырь.

В 7 утра мы встали, упаковали вещи и выписались из квартиры. Нас ожидал осмотр последней достопримечательности: Костомаровского Спасского женского монастыря.

В монастыре мы провели чуть больше часа. Поднялись на вершину холма, где расположен Верхний храм, осмотрели потрясающе красивую колокольню меж двух меловых див, посетили пещерный храм Спаса нерукотворного, пещерные кельи затворников, храм Серафима Саровского и пещеру Покаяния. В Нижнем храме одним глазком взглянули на знаменитую икону Божьей матери, расстрелянную во времена Советов.

Несмотря на начавшийся дождь и пасмурную погоду Костомаровский монастырь оставил в душе очень светлое ощущение. Нас поразила чистота и ухоженность его большой территории не меньше, чем знаменитые меловые останцы и меловые рельефы пещерных храмов.

Когда мы вышли за ворота, начался ливень, который продолжался всю дорогу домой. И мы, поддавшись этому тоскливому настроению, немного грустили о том, что закончилась очередная интересная поездка, очередные безумные майские…

 

P . S . Точные даты появления меловых пещер и храмов Дивногорья не известны. Предполагают, что они могли быть вырыты ещё до принятия христианства на Руси ( X век) греческими монахами-христинами.

 

Диггер Айслин.         

 

назад



           Диггеры Нижней Волги