Экспедиции

Экспедиция в Серафимович

 

Отчет о поездке в г. Серафимович и посещении знаменитых пещер Казанского собора Спасо-Преображенского девичьего Усть-Медведицкого монастыря

В пути

Для начала немного полезной информации: г. Серафимович находится на севере Волгоградской области, примерно в 290 км от Волгограда. По возрасту ровесник Волгограда. Городок небольшой и очень милый: расположен на горе, с вершины которой открывается прекрасный вид на р. Дон и лес.

Место ночёвкиУсть-Медведицкий монастырь, который мы решили посетить, стоит почти на самом берегу реки в западной части города. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом. Спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сполз в воду и разрушился. К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь был отстроен заново. В 1874 году монахинями предположительно были вырыты подземные ходы близ монастыря общей длиной 150 метров. Сейчас в них можно попасть из церкви Арсения Великого (нижний ярус Собора Казанской Божьей Матери). Однако есть версия, что пещеры существовали и ранее, и что место для постройки нового Казанского собора было выбрано игуменьей Арсенией совсем не случайно… Собор Казанской Божьей Матери

Итак, мы приехали в Серафимович примерно в час дня, пока нашли монастырь, оказалось, что экскурсии проводятся с 10 до 11 и мы уже не успели. Тогда мы с чистой совестью отправились бродить по окрестностям. Прогулка вышла недолгой из-за жары и общего утомления от дороги, но тем не менее мы сделали круг по главным улицам города – Октябрьской и Донской. По пути очень спасали колонки с водой. Закончив прогулку, мы закупились минералкой в Пятерочке и поехали искать пляж и уединенное место для ночлега. Надо сказать, это было роковой ошибкой. Пляж, который со спутника представлялся нам таким огромным и песчаным, на деле оказался заросшим болотцем. Мы намотали немало километров, прежде чем поняли, что найти нормальный заход в воду вряд ли удастся. Тогда было принято решение вернуться ближе к монастырю. Там мы нашли пляжик, где купаются серафимовчане (ила там тоже было предостаточно). После заплыва мы переехали мост и Зомби в поисках водыстали искать место для лагеря уже на другом берегу Дона. С этой стороны людей было чуть меньше. В итоге остановились на лугу у кромки леса. Голос Разума сразу заинтересовалась стогом сена неподалеку и предлагала на него залезть. Поначалу мы со Скампом отвергали это предложение как безумное, так как стог был огромный, но уже через час с радостью бегали вокруг стога, пытаясь друг друга подсадить. Когда стог покорился, мы начали на нем прыгать. Я никогда бы не могла подумать, что это может быть так весело! Правда мы сильно рисковали рухнуть вниз. Если бы это зрелище кто-то наблюдал со стороны, то наверняка пришел бы к выводу, что «ребята не в себе». Так ведь так оно и есть. :)Дон :)

Стог не смог в полной мере удовлетворить нашу жажду деятельности, поэтому, когда стемнело окончательно, мы занялись художественной фотосъемкой, используя в качестве основной декорации машину. Фотки вышли на ура. Потом пошли наконец спать.

Хорошо выспаться, к сожалению, не удалось. Мешала духота в палатке, открыть которую было нельзя из-за огромного количества насекомых вокруг. Под утро еще пришло какое-то существо и начало орать так, что не проснулся бы только мертвый. Решили, на всякий случай, не выходить – вдруг оно не в настроении. Потом существо удалилось, и мы начали готовиться к походу в монастырские пещеры. Подготовились хорошо: забыли фонарики. Но об этом узнали, когда уже были в храме, в который вошли через небольшой темный сводчатый тоннель. Это произвело на нас большое впечатление. Обычно вход в любую церковь – это огромные ворота либо распашные двери, а тут – тоннель… Внутренний интерьер собора оказался выдержан в том же мрачном стиле. Я сразу поняла, что это и есть церковь Арсения Великого, о которой я успела прочитать в интернете. Она должна была контрастировать с верхним храмом – большим, светлым, ярким, с высокими сводами, который, к сожалению, был на реставрации, поэтому сравнить не удалось. Сюда же, где мы оказались, практически не поступало дневное освещение, широкий зал трапезной[1] был разделен монументальными колоннами, украшенными иконами в позолоченных рамках. Основным источником света были свечи, зажженные прихожанами, собравшимися на утреннюю службу. МыТот самый стог :) присели на лавку в уголке и стали слушать пение монахинь. Сумрак и наличие толстых четырехугольных расширяющихся кверху столбов способствовали возникновению ощущения некой уединенности, хотя в трапезной было немало народа: каждый мог найти себе место, чтобы помолиться и поставить свечу.

После окончания службы я подошла к одной из монахинь и спросила, можно ли нам попасть на экскурсию. Она предложила нам дождаться приезда тур группы из Волгограда. Мы стали ждать. Минут через двадцать, бродя по трапезной, я заметила в углу проход в небольшую комнатку, где толпились люди. Подойдя ближе, я поняла, что оттуда ведет ход в пещеры. Мы купили свечу и заняли место в очереди. Вскоре пришла монахиня и открыла решетку на входе. Танцы на сеновалеВсе цепочкой двинулись за ней…

Ход был укреплен цементом, в высоту около 2 метров, а по ширине там с трудом умещались два человека. Я сразу отметила высокую влажность: с потолки стекали струйки воды. Когда мы прошли вперед метров 5, тоннель раздвоился. Монахиня повела нас налево, а ответвление вправо было закрыто каким-то металлическим листом высотой сантиметров 50. Один раз на пути попалась ниша в стене слева, видимо, для иконы. Вскоре мы дошли до перекрестка: прямо и налево нельзя, можно только направо – в келью, куда перенесли «монашкин камень». Об этой реликвии стоит сказать отдельно. Тысячи людей ежегодно приезжают в Серафимович только ради того, чтобы прикоснуться к нему и ощутить на себе его чудодейственную силу. Вот, что можно прочитать на любом сайте, посвященном удивительным местам нашей необъятной Родины: «Недалеко от города располагается Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, являющийся одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Ежедневно сотни паломников приезжаютВышли ночью на трассу... сюда, чтобы помолиться и увидеть своими глазами святыню монастыря – «монашкин камень» – на котором чудесным образом остались отпечатки двух ладошек и колен. Считается, что если помолиться и дотронуться до камня, то можно исцелиться от многих болезней и недугов» (http://volga-kompas.ru/prirodnyi-park-ust-medveditskii-). Или: «Главной святыней Усть-Медведицкого монастыря является «монашкин» камень. Это серый прямоугольный камень с отпечатками ладошек и коленей монашки, причём доказано, что происхождение отпечатков на камне нерукотворное. Сами монахини утверждают, что следы на камне оставила игуменья Арсения, или даже Богородица. С камнем связано множество случаев чудесных исцелений, Ой...увидеть его стремятся паломники со всей России. В монастыре существует специальная книга, куда записывают исцеления. А было время, когда этот чудесный камень лежал на полу, в куче битого кирпича, прямо посредине нижнего храма. Поистине чудом является то, что за долгие годы забвения он никуда не пропал и никто не увёз его попросту домой, хотя попытки предпринимались» (http://www.serafimovich.com/node/84).

Я тоже зашла в келью, чтобы прикоснуться к камню, но помолиться не успела – каждому желающему дается пять секунд на всё – про всё. Когда, я вышла, Голос Разума ждала меня на перекрестке ходов и предлагала действовать немедленно. Подошел Скамп, было решено вернуться к первой развилке,Пьяный водитель - источник драйва! дождаться, пока будет пауза между проходящими туда и обратно людьми, и быстро нырнуть в темный проход. Так и сделали. Нам повезло: поток заходящих уже иссяк, обратно прихожане двигались группами. Мы пропустили очередную группу и рванулись в тоннель. Я бежала впереди со свечой, которая лишь чудом не погасла от ветра, иначе мы могли бы остаться в полной темноте. Добежав до очередного перекрестка я остановилась и увидела, что сзади только Скамп. Голос Разума пропала… Времени медлить не было. Нужно было что-то решать. К тому же нас могли в любой момент закрыть здесь до следующего утра, так как никто не видел, что мы зашли в запретную зону. Приняли решение пройти прямо, чтобы убедиться, что план ходов похож на общедоступную схему в интернете. Оказалось, так и есть. Практически сразу мы уперлись в Преображенская церковьочередную келью для уединения и молитв. Вряд ли при рытье этих пещер могли преследоваться другие цели. Тогда мы вернулись на развилку, где столкнулись с запыхавшейся Голосом Разума. Она сказала, что монахиня уже идет с ключами к выходу… Мы задули свечу и на ощупь побежали назад. Я перепрыгнула металлический лист первой, поэтому не видела происходящее позади меня. А зря… Голос второпях случайно задела ногой перегородку. Эхо оказалось отличным – по пещерам разнесся грохот, который можно было трактовать по-разному. Но, думаю, никто так и не понял его истинную причину. Мы вышли в храм, и я мысленно попросила Бога не сердиться на нас неуёмный интерес ко всякого рода подземным объектам и постоянное желание докопаться до чего-то потрясающего. Тем не менее, Звонницанесмотря на то, что общее время нашего пребывания под землей в Серафимовиче вряд ли превысило 15 минут, я думаю, мы всё же действительно приблизились к чему-то великому. Ведь труд людей, вырывших вручную подземные тоннели для целей духовных, иначе как великим и не назовешь.

После монастыря мы перекусили, искупались на Дону, залезли в какой-то полузаглублённый бетонный сарай и поехали домой в Волгоград. Вот и отчету конец – кто читал, тот молодец! :)

Айслин, 22.07.11

 

 

назад



           Диггеры Нижней Волги